ЗАСЕДАНИЕ № 7. 25 января 2006 г.
Докладчики
Ростовская А.Е.: «ТЕАТР КАК ПРАКТИКА ПРО-ИЗ-ВЕДЕНИЯ».
Федосов П.П.: «ТЕАТР КАК ЭКСПЕДИЦИЯ»
Генисаретский О.И.: У нас есть три слоя того, чем мы уже занимались и собираемся заниматься дальше. Во-первых, это то концептуальное и философско-методологическое ядро, которое получило название синергийной антропологии в строгом смысле слова и которое изложено в известных вам статьях и трудах Сергея Сергеевича Хоружего. Во-вторых, это области знания, которые подлежат обработке и из которых черпается материал, наращивающийся вокруг этого ядра. Прошедшие семинары тому пример. Докладчики, будучи знакомы с тем материалом, что входит в ядро, тем не менее, рассказывали про свое. Это подлежало обсуждению, рефлексии, критике, но в надежде на то, что по осмыслении и переработке, эта оболочка вокруг ядра будет уплотняться. И, в-третьих, есть практические сферы, которые по интуитивной и достаточно обоснованной оценке тоже могли бы войти в эту оболочку.
Если кто-то заглядывал на сайт, тот знает, что у нас с Сергеем Сергеевичем есть такое распределение. Я с самого начала позиционировал себя, как человека, который будет заниматься не теорией или методологией вопроса, а именно гуманитарными практиками. И вот с одной из таких практик в широком и узком смысле слова мы сегодня будем знакомиться. В широком смысле, как театральной практикой вообще, и в узком, как практикой, представленной в опытах деятельности театральной лаборатории метода ТОТ. Действовать будем в обратной перспективе: основные теоретические слова будут сказаны потом, а начнем мы со сценической презентации. Посмотрим нечто, чтобы иметь не вербальный, а иного рода опыт. Затем выступит руководительница лаборатории метода «ТОТ», а после нее еще одно выступление Павла Федосова. Он не только актер этой группы, но и выпускник философского факультета и будет таким мостиком к нашему большому обсуждению. Антонина Евгеньевна, позвольте предоставить Вам слово и Вы кратко обозначьте, что нам предстоит увидеть.
Ростовская А.Е.: Сегодня мы показываем образец работы – одну сцену из нашей постановки по Хулио Кортасару «Из жизни фамов и хронопов». Мы работаем в разных пространствах, и сегодня на этой сцене у нас одна из задач, помимо создания некоторого события, которое предполагает сценическая площадка, предложение вам опыта вхождения в зону сценического действия. Здесь мы обозначим это место стулом, и вы тихонечко можете по очереди его занимать. Если у вас будет желание войти в эту зону действия, то такая возможность вам предоставляется.
Вопрос: Можно сидеть и не участвовать, как зритель?
Ростовская А.Е.: Можно не участвовать, но вы все равно переступаете тонкую черту.
Вопрос: Просто формально пришел и сел?
Ростовская А.Е.: Можно понимать это и так, а можно понимать так, что, выйдя на сцену, Вы уже действуете.
Вопрос: А если захотел, то ушел. Да?
Ростовская А.Е.: Да. Длиться действие будет двадцать минут. Мы начинаем.
Вступление к сценическому действию.
Телеграммы:
Надейки:
— Забыла ты канареечную сепию, дура.
Инесс.
— Сама дура. У меня запасная.
Эмма.
Хронопы:
— Неожиданно ошибившись поездом вместо 7.12 выехал 8.24. Нахожусь в странном месте. Подозрительные личности пересчитывают почтовые марки. Место крайне мрачное. Не думаю, что примут телеграмму. Возможно заболевание. Говорил, надо было захватить грелку. Чувствую упадок сил. Жди обратным поездом.
Артуро.
— Ни в коем случае. Четыре песо шестьдесят или ничего. Если скостят, бери две пары, одну гладкую другую в полоску. Нашел тетю Эстер в слезах. Черепаха больна. Возможно, ядовитый корень или протухший сыр. Черепахи нежные. Глупые немного. Не могут различать. Жаль.
Выступление актеров.
Надейка – Чирков Андрей
Фам – Лосева Людмила
Хроноп – Федосов Павел
Продолжение обсуждения после презентации.
Ростовская А.Е.: «ТЕАТР КАК ПРАКТИКА ПРО-ИЗ-ВЕДЕНИЯ».
Название моего выступления отсылает к «Письму о гуманизме» Мартина Хайдеггера, где он говорит о том, что мы далеко не продумываем существо деятельности, поскольку деятельность мы понимаем как действительность того или иного действия, которое мы оцениваем по его пользе. А суть деятельности в осуществлении нечто во всей его полноте. Producer – произвести. Про-из-ведение – это не существительное, а глагол в нашей практике.
Мое обращение к сценической площадке произошло в 1992 году, а прошлое у меня методологическое. В 1987 г. я попала в методологическое движение через конкурс игротехников. Училась у Сергея Валентиновича Попова, работала игротехником в разных группах и сама провела 4 игры. Когда возможности движения игр и по объективным, и по личностным причинам резко оборвались, то встал вопрос о том, что делать дальше и как двигаться с тем пониманием, от которого уже никуда не деться.
Мое понимание ситуации заключалось в том, что мышление и та интенция на средства, которые доминировали в методологическом игровом движении, для меня всегда были недостаточны. Если человек целостно, то есть всем собой, присутствовал в действии, то «о-существление нечто во всей полноте» действительно происходило. Но, как правило, целостность часто отсутствует в работе, в тех действиях, которые мы сами осуществляем, поскольку существует разрыв между мыслью и чувством. И я решила, что сценическая площадка позволит культивировать другой тип деятельности, позволит открыть возможности, которые нельзя раскрыть в методологической практике, поскольку там все сразу уходит в слой мышления, коммуникации и действия. А слой, связанный с изначальностью, с укорененностью, целостным присутствием, которое подразумевает ответ на вопрос, что ты защищаешь?, на чем стоишь?, откуда произрастает твоя активность?, или, говоря словами Ежи Гротовского — «Ты чей сын?», — явно отсутствует.
Я посчитала, что сцена может стать уникальной моделью, способной эти соответствия вскрыть и культивировать. На сцене нет ничего, кроме человека с его телесностью и действием. И я в этом смысле не являюсь режиссером, у меня нет режиссерских задач. Режиссерских в том смысле, когда цель создания спектакля является определяющей в организации театральной работы. А мне было важно вскрыть суть, само движение действия, возможности практики про-из-ведения. Именно поэтому в 1993 была создана Театральная Лаборатория Метода. Горизонт нашей работы лежит в поиске и осмыслении пути про-из-ведения (от истоков действия к его полному и целостному о-существлению). Я предложила ребятам начать исследовать и отстраивать метод, как возможность. Метод, понимаемый как путь, а не как инструкцию к действию, как возможность становления иного типа деятельности – про-из-ведения (в хайдеггеровском смысле).
Группа, которую вы сегодня видели, работает вместе с 1996 года. Кроме тех, кто участвовал в постановке, здесь присутствуют: Ксения Балобанова, Саша Гатилин и Сергей Антонов. Я думаю, что они скажут потом несколько слов о своем восприятии. Это люди, к которым можно обращаться с вопросами, которые прошли этот путь вместе с нами.
Изначально, до моего попадания в методологическое движение, в школе и во время учебы в институте у меня был театральный опыт, в течение 10 лет я занималась в профессиональных театральных студиях, поэтому я и обратилась к возможностям театральной работы. Я стала заново изучать тексты действующих режиссеров. Но мало кто пытался обсуждать сам метод театральной работы. В книге «Блуждающая точка» Питер Брук писал о движущей силе театра, как о желании произвести впечатление на публику: «… и даже серьезные художники считают, что публику надо «завоевать», «совратить», «ошарашить», «подчинить», «подавить», «уничтожить» или же попросту игнорировать». Базовая схема, которая лежит за такого рода представлениями — это схема воздействия, которая порождает театр, как работу со зрителем.
Пытаясь установить принципиально иной тип отношений со зрителем, в книге «Пустое пространство» П.Брук говорит о трех составляющих театральной работы: ППС (повторение, представление, соучастие). Но как достичь полноты и подлинности свершения-события, создания целостного мира «здесь и сейчас», рожденного в этом конкретном пространстве с этим конкретным зрителем? Здесь нет универсальных формул, есть поиск и практика. Метод как путь в практике про-из-ведения предполагает движение в неизвестном направлении. Опорой такого движения является собственное существование. Само прохождение осуществляется на пределе возможностей, через многомерную концентрацию. Это — попытка нечто проявить, причем соразмерно этому «нечто», в действии и языке. Это всегда риск, но одновременно и шанс. В том, что я называю театром как практикой про-из-ведения, хотя и присутствует классический набор средств театрального искусства — тема, идея, образы, логика, задачи и сверхзадачи, ритм, атмосфера и т.д., — но нет единственной доминанты, которая бы стягивала на себя все проделываемое. Это практика само- и со-организации в зоне открытости по осуществлению этого «нечто» во всей его полноте. Вот так, если коротко, я понимаю театр, как практику про-из-ведения.
Этой группе участников лаборатории уже десять лет. Они пришли в 1996 году. И каждый раз выход на открытое пространство осуществляется как в первый раз. В практике про-из-ведения приходится каждый раз отвечать себе на все вопросы об изначальности действия до мельчайшей конкретики. Для меня это важно, потому что, если ты вступаешь в зону неизвестного, то нельзя заранее предположить, что может произойти. Насколько хватает твоей восприимчивости и способности это оформить в действии, настолько то, что ты делаешь является живым, а не мертвым. Это постоянная проверка на жизнесообразность. Такая работа требует тебя целиком. Как сказал Арто, — фраза, которую ценил Гротовский: «Актеры — подобны мученикам, сжигаемым на кострах, только звуки должны быть хорошо артикулируемы».
Театральная практика позволяет соединить мысль, чувство и действие, которые редко в каких практиках соединяются. Поскольку единственным инструментом действия здесь является сам человек, то этот театральный опыт позволяет культивировать практику про-из-ведения и в других сферах деятельности, в частности, при обучении управленцев. Также нас приглашают со спектаклями на разные психологические конференции, приглашают участвовать в проектах по арт-терапии.
Часто нас спрашивают, что важнее, театральная площадка или те способы, формы, которые становятся прикладными? Мы же пытаемся представить данную театральную практику для решения образовательных задач в разных сферах деятельности. Мы создаем и проводим учебные курсы, тренинги-практикумы и мастер-классы. У ребят могут быть другие точки зрения на этот счет, но для меня эти две линии — театральная и образовательная — совершенно равнозначны. Для меня, они не могут существовать друг без друга. Необходимо защищать саму возможность живой органической энергии, которая, собственно, и дает полноту жизни. А это, с моей точки зрения, требует одновременного удержания как театральной, так образовательной линии работ. В современном мире, по очень точному замечанию Тадаши Сузуки (режиссера, основателя центра театрального авангарда в Японии, преподавателя Калифорнийского и ряда университетов Америки), контакт и взаимодействие происходит посредством использования так называемой неорганической, неживой энергии, примером которой является нефть или атомная энергия. Эта система сообщительности характеризуется тенденцией создания общих законов обмена информацией в ущерб нашей исторической памяти, в ущерб человеческой индивидуальности. … Вообще же, театральное искусство – это один из немногих видов творческой деятельности, которое благодаря живой органической энергии, заключающейся в самом человеческом существе, помогает нам лучше понимать друг друга и сосуществовать на Земле. Речь и движение артистов на сцене являются продуктом этой живой органической энергии, и они заключают в себе коллективную и индивидуальную память, нашу историческую память. Именно благодаря этому история и прошлое могут сохраняться и проявляться в нашем настоящем. Очень мало остается пространств, в которых бы мог культивироваться живой органичный тип сообщительности и деятельности. А между тем угроза самой возможности жизни, не говоря уж о ее полноте, все более и более являет себя во всеобщем прагматизме, технологизации и коммерциализации всего и вся. Обращение к театру как к практике про-из-ведения позволяет, на мой взгляд, продвигаться, по мере сил, в гуманитарно-исторической перспективе развития.
У нас было несколько шагов в этом направлении, и первым значительным шагом был Первый международный образовательный форум на Байкале в 2000 году, который назывался «Гуманитарные практики и современное общество». С 1996 г. существует спецкурс в Государственном университете управления «Управленческое мышление в сценической постановке». В 2006 г. при кафедре «Теория организации и управления» создана лаборатория «Мастерская сценического действия в управлении». «ТОТ» — Театральная Лаборатория Метода — неоднократно становилась лауреатом международных театральных фестивалей и проводила мастер-классы на международных театральных фестивалях.
Ростовская А.Е.: Содержательно я сказала о значимых для меня точках, может стоит начать задавать вопросы?
Генисаретский О.И.: Вопросы и ответы по плану предполагались после выступления Павла Федосова.
Выступление Павла Федосова: «ТЕАТР КАК ЭКСПЕДИЦИЯ»
Федосов П.П.: У меня есть ощущение, что наша группа дождалась достаточно значимого для неё события встречи с возможными попутчиками.
Я надеюсь на то, что наблюдение и иные формы обращения к нашей работе обретут своё значение и для пригласившего нас института. Синергийно-антропологическая парадигма имеет дело с энергийным образом человека, то есть с человеком как с системой проявлений. У того дела, которым занимаемся мы, есть свои подступы к этой теме. Сценический исполнитель призван к произведению динамического свидетельства о человеке, то есть к произведению события человека. В пространстве сцены человек сбывается в своей человечности.
Олег Игоревич <Генисаретский> попросил меня быть своеобразным «переходником» от действительности сценического действа к действительности антропологической мысли. И первым, возможно, несколько невыверенным шагом навстречу друг к другу мог бы стать разговор о том, каким образом в сценической действительности проявлено то, что названо Сергеем Сергеевичем Хоружим «осуществлением человека как открытой реальности», «выходом в открытость», актуализацией «размыкающего отношения». В театральном мире разрабатывается и реализуется множество моделей и практик человеческой открытости, за каждой из которых осознанно или не осознанно пребывают свои антропологические намерения.
Для нас, людей занимающихся этим делом работа с темой открытости во многом связана с исследованием, расширением и творческим задействованием тех возможностей восприятия, которые есть у нашего тела. Казалось бы, простая вещь прикоснуться ладонью к предмету и ощутить его поверхность. Но, зачастую именно на сцене мы сталкиваемся с тем, насколько закрытыми для мира стали наши руки. Человек привык всю необходимую информацию усваивать глазами, наше тело у нас как бы украдено. В нас настолько атрофирована возможность чувствовать ладонью, что для того, чтобы возвратить её, требуется большая работа, которую иногда называют «раздрессурой», то есть преодолением в себе существующих телесных клише. Эта работа сродни подготовке побега из тюрьмы. В городе наши стопы через подошвы обуви касаются асфальта, мы утеряли стопу как орган восприятия мира, взаимодействия с миром. Но мы можем отвоёвывать, возвращать себе эту способность. И открывая своё тело, своё восприятие для мира, мы приближаемся к своему детскому телу, когда наши подошвы чувствовали значительно больше.
В мире сценическом и околосценическом есть и более глубокие стратегии и практики «размыкания». У меня есть опыт взаимодействия с очень интересной японской группой. Это люди, которые занимаются перформансом и тем стилем танца, который принято называть буто, но в то же время являются фермерами. Руководитель этого сообщества танцор и одновременно фермер Мин Танака. Я имел счастье жить в этом месте на протяжении трех месяцев. Все это называется «Фермой погоды тела» и её члены постулируют свою цель, как изучение происхождения танца через призму крестьянской жизни.
Жизнь на ферме строго регламентирована, и больше времени посвящена сельскому хозяйству, чем танцу в привычном понимании этого слова. При этом, как объясняют ученики Танаки, именно такая жизнь и является танцем. Одной из основных тем для понимания антропологической стратегии этой жизни является принадлежность к пространству, «служение» пространству. Эти люди говорят: «Мы работаем без выходных, потому что мы служим этому пространству, если мы не будем каждый день пропалывать наши огороды, то через два дня всё зарастёт сорняками, это и есть танец». Для этих людей речь идёт о том, чтобы научиться быть вторичным, смиренным по отношению к миру вокруг, не танцевать, но быть «станцованным», не «танцевать в месте», но «танцевать место».
В качестве другой сценической практики открытости упомяну об известном театральном и паратеатральном искателе Ежи Гротовском, работа которого на одном из этапов была связана с практикой родовой открытости, с разыскиванием в своём теле своих родовых корней. Гротовский пишет, что через работу с исполнением традиционных песен происходит «процесс исследования твоего предка импульсами твоего собственного тела». «…если ты способен идти в этой песне вглубь, к первоначалу, то, значит, сейчас поет уже не твоя прапрабабушка, но кто-то еще более дальний, кто-то с твоей прародины, из твоей страны, из твоего села, из тех мест, где лежало твое село, поет кто-то из твоих родителей, из твоих прародителей».
Я намеренно не говорю о такой огромной теме как исследования Константина Сергеевича Станиславского, который всё ещё не увиден как самобытный антропологический стратег. В частности вопросом ещё требующим своего раскрытия является проблема духовных, а если ещё точнее православных корней системы Станиславского и своеобразном воплощении православных антропологических установок в его системе. Сейчас только бегло замечу, что в одном из текстов Станиславского встречаем фразу о «воспитании страстей умом» средствами театра.
Поскольку моё сообщение имеет цель наметить содержательные контуры возможного диалога института и лаборатории, то упомяну вопрос о взаимоотношениях Церкви и театра. Что заставило Иоанна Крондштадского сказать просто и безапелляционно: «театр является школой князя мира сего диавола»? Что заставило год назад сербский патриархат назвать богослужения самопровозглашенной македонской церкви «безблагодатным театральным действом»? Всё это свидетельствует об антропологическом нерве, находящемся в сердцевине темы церковно-театральных отношений. Сценические практики открытости в пределе ориентированы на то, что вынося центр внимания за собственные пределы, мы обретаем наши основные качества через то, к чему (к кому) мы приобщены, чему мы открыты. Речь идёт о самосознании как местонахождении, об обретении себя через нахождения себя в том или ином месте. В русской православной традиции пример подобной практики самосознания как местонахождения засвидетельствовал московский старец Алексей Мечев, когда-то сказавший о себе: «Что я? Я чёрное пятно на белом месте».
Я назвал своё сообщение «театр как экспедиция» и если этот образный ряд продвинуть, я бы сказал, что это экспедиция в поисках своего покинутого дома, в поисках своего забытого места в мире. Здесь можно обратиться и к евангельскому образу блудного сына, который возвращается домой. Безусловно, в современном сценическом мире есть и прямо противоположный вектор. Есть возвращение блудного сына, а есть его предшествовавшие блуждания. И в современном театре блуждания переходящие в блуд, тоже хорошо представлены.
Я надеюсь, что смог хотя бы приблизительно наметить контуры одного из сюжетов, вокруг которого могло бы развиваться взаимодействие театральной лаборатории метода «ТОТ» с Институтом синергийной антропологии. Возможным пространством для этого взаимодействия могла бы стать лабораторная работа над постановкой «Повести о Петре и Февронии», записанной русским иноком Ермолаем Еразмом в XV веке. Мы начали эту работу несколько лет назад, но потом ее оставили потому, что поняли, что у нас пока нет достаточной компетентности, для того, чтобы этим заниматься. Здесь идет речь о совсем тонких вещах и особенно это касается людей, которые вовлечены в духовную традицию. Уже говорилось о театре как возвращении домой. Здесь же речь идет о том, чтобы уловить на себе взгляд тех, кто смотрит на нас из вечности, тех, чей лик обращает к нам завет о человеческой жизни и ответить на этот зов, творческим, сценическим свидетельством. Впрочем, тема взаимодействия святости и творчества более чем таинственна. Поэтому вместо рассуждений на эту тему могу лишь поздравить Вас с сегодняшним праздником. Татьянин день дает нам много поводов задуматься, о том, что связывает духовное наследие и творческие усилия. Спасибо.