Технология возможностей использование театральной площадки для формирования управленческого мышления

Ростовская А.Е., ассистент кафедры Теория организации и управления, ГУУ

Развитие современных информационных технологий ведет к тому,что скорость обмена информацией увеличивается, доступ к ней становится более широким. Чем дальше, тем меньше эти процессы поддаются контролю и регулированию. Т.о. теперь любой прогноз, решение, проект или действие становятся доступными все большему количеству людей. И это не может не повлечь за собой быстрых противодействий, новых прогнозов, изменений ситуации. Эти изменения становится все сложнее и сложнее спрогнозировать, а, значит, и управлять ими. В каждой новой ситуации, делая шаг вперед, управленец уже не может опираться не существующее положение. Поэтому теперь управленец должен уметь организовывать ситуацию с точностью до здесь и теперь. Для этого ему необходимо владеть не только знаниями и рациональными, мыслительными навыками и способностями, но и умением чувствовать ситуацию и оформлять это чувство в действие (третья парадигма мышления).

Руководитель и Лидер: в чем разница между ними? Один из подходов разделяет эти два понятия по признаку формальности: руководитель тот, кто должен управлять, а лидер тот, кто может. И, конечно же, оптимально, когда руководитель является лидером, а лидер руководителем. Лидеру, во-первых, необходимо иметь собственную точку зрения позицию, и, во-вторых, уметь ее защитить и провести в жизнь, т.е. выстроить свое дело и за него отвечать.

И задача управленческого образования это, в первую очередь, развить и сформировать в будущих управленцах, особенно управленцах высшего звена, лидерские качества.

Нашим студентам не хватает практики факт всем известный. Традиционное образование дает очень много теории, которую студентам нет никакой возможности проверить на практике. И не только потому, что к реальному управлению человека без опыта не подпускают: дело еще и в том, что любая теория имеет свои нормы действия, а в ситуации высокоскоростных изменений нормы меняются так же быстро как и условия, и, соответственно, старые нормы уже не действуют. Новая ситуация новые нормы.

В последнее время все большее распространение в образовании получают активные образовательные технологии: тренинги, деловые игры. Тренинги занимаются тренировкой определенных навыков и умений, безотносительно личной проблемы, ситуации, и потому не всегда понятно, как полученные навыки применяются на практике. В деловых играх задается определенная существующая проблемная ситуация, и в нее помещается управленец. В этой модели он ее решает, но когда выходит в жизнь там уже все изменилось: другая ситуация, другие проблемы. А значит необходимы уже другие действия, решения, другая логика... Таким образом, методики готовых решений не дают возможности практики управления в изменяющейся ситуации и поэтому не могут полностью отвечать требованиям современного управления.

Образовательная технология возможностей, использующая театральную площадку как поле практики управления, фокусирует внимание именно на способе, методе работы в ситуации изменений. Главной предпосылкой возникновения этой технологии стал тот факт, что сцена всегда остается неограниченной в силу присутствия зрителя четвертой стены, которую возможно освоить лишь уже выйдя на сцену и лишь обладая способностью, умением вплести, включить и зрителя в свое действие. В театре всегда есть неизвестность, связанная с тем, что спектакль происходит здесь и сейчас, именно в этом пространстве и именно с этими людьми-зрителями, чью реакцию и влияние на спектакль никто не может просчитать заранее. Таким образом, в театре ситуацию полностью ограничить, очертить невозможно. И поэтому каждый раз человек, выходящий на сцену, рискует, т.к. каждый раз он оказывается в новой ситуации ситуации, которая может измениться и меняется каждое мгновение.

Работа на театральной площадке подразумевает обретение человеком способности идти на риск, отдавать себя полностью совершаемому действию, потому что чем больше мы рискуем, тем больше у нас появляется шансов и возможностей. Именно поэтому данную образовательную технологию называют технологией возможностей.

Но, при этом, сцена локальна и поэтому позволяет актеру владеть теми процессами, которые он на ней запускает.

Образовательная технология формирования управленческого мышления и качеств лидера уже нашла свое первое применение в экспериментальном спецкурсе ГУУ Управленческое мышление в сценической постановке. Сам метод работы иди, как его называют на Курсе, путь от замысла до реализации включает в себя 4 этапа. Первый этап самоопределение формирование замысла: В начале пути важно понять что тебя волнует и что сейчас важно делать в мире. Студент обращается к себе, своим чувствам, своему интересу, потом пытается понять, что в мире должно состояться, сбыться, и это соотносит, чтобы взяться за реализацию, испытывая собой и на себе производимое. Т.о. он учится соотносить себя с ситуацией в мире. Соответственно, отстраивается другая схема существования: не цель средства, а я мир. Философы Гадамер, Хайдеггер говорили, что изначальная форма человеческого существования понимание. А понимание базируется на постоянном ответе человеком на вопрос Что происходит?. На этот вопрос мне кроме меня никто ответить не может, понимание всегда субъективно. Т.о. на данном этапе работы-обучения происходит индивидуальное самостоятельное определение обучающимися смыслового содержания будущей постановки замысла.

Второй этап обустройство воплощение замысла в сценарий. Под идею (замысел) постановки находится готовое литературное произведение, или текст сочиняется самим студентом. Далее придумывается форма воплощения замысла на сцене (количество персонажей и актеров, музыка, танцы, пантомима, эффекты и т.д). Отдельно нужно выделить работу с текстом, которая помогает научится зреть в корень, читать между строк, т.е. анализировать любой текстовый документ и его интерпретировать формировать свое понимание, свою точку зрения на его содержание. Этот этап включает в себя элементы как творчества (написание сценария), так и организации (составление плана реализации сценария, подбор актеров, реквизита, согласование по срокам и т.д.). Третий этап действие реализация сценария на сцене. Этот этап знаменуется уже выходом на сцену. Сначала репетиции. Ребята сталкиваются с организационными реалиями (нехваткой времени и реквизита, сложностью договорится между участниками одной постановки, неудобством пространства для репетиций и т.д.), которые могут несколько трансформировать изначально придуманную форму. И самое главное здесь удержаться в системе переходов и связей при движении от замысла до реализации. Заканчивается этот этап отчетным выступлением перед зрителями проверкой сценой, когда появляется возможность осознанно производить подготовленное действие в ситуации неопределенности, здесь и сейчас. Этот этап очень важен еще и потому, что именно выход на сцену налагает огромную ответственность: если действие не достаточно проработано или человек не смог произвести его во всей полноте, с включением в него и зрителя, то это сразу становится видно, ощутимо как зрителю, так и самому актеру.

Четвертый этап осмысление опыта. После отчетного показа необходима рефлексия, индивидуальное осмысление реализации постановки и выявление каждым на основе своего опыта последующих пределов возможного.

Условно можно выделить три стадии обучения по этому методу. Первая стадия подразумевает прохождение студентом пути от замысла до реализации с ведущим, вторая стадия самостоятельное прохождение им того же пути, но уже с новым содержанием, и третья когда человек сам выступает в роли ведущего-проводника для вновь прибывших студентов (теперь перед ним стоит задача организации пространства мыследеятельности для других).

Предметом обучения становится организация сдвигов пределов осуществляемых действий.