Сценическое пространство игры как ресурс профессионализации управленца


Прислушиваясь к утверждению факта утраты современной культурой всего связанного с присутствием и губительным для возможности воспроизводства полноты присутствия человека в мире («бытие-в-мире») безраздельного господства картезианского мировоззрения, представляется важным изыскивать, восстанавливать и культивировать пространство возможностей «целодеятельности» (термин П.А.Флоренского) [1]. Для о.Павла (П.А. Флоренского) культура прорастает из культа, она не действует отчуждённо, не передаётся в виде орудий и инструментов (если, конечно, она не превратилась в цивилизационные формы организации жизнедеятельности) [1]. Культура, возникающая и формирующаяся внутри культового пространства, является одновременно процессом творения идеального и установления родовых связей происхождения и порождения.

Сегодня кризисность – самый общий элемент разных сфер нашей жизнедеятельности, различия лишь в степени и разных свойствах. Так, в управленческой практике замена прогнозирования расчётом риска означает, что отныне мы переживаем будущее как непостижимое. И мы оказываемся несостоятельными в парадигме проектно-программного подхода, инструментализации и идеологии потребления всего и вся. И наше представление об игре в культуре, о ее возможностях и рисках задаются пока теми же интеллектуальными стереотипами логического рассудка и теоретических конструкций, которые, собственно, и не позволяют преодолеть неготовность к встрече с непостижимой реальностью происходящего.

Изыскание иных возможностей состоятельности открывается в ритуальных практиках, культовых актах архетипических структур, особенно на антропологическом уровне. Ритуальные действия не производят продукт, а воспроизводят условия чего-то, где происходят какие-то другие события.

Так, Й. Хэйзинга рассматривает мистическое претворение священного представления в культе архаических структур, в котором нечто невидимое и невыразимое принимает прекрасную, существенную, священную форму[3]. Оно разыгрывается как спектакль, внутри реально обособленного игрового пространства. Священнодействие есть dromenon, то есть то, что «совершается». То, что представлено, есть drama, действие. Действие повторяет, излагает некое космическое событие, и не только как репрезентация его, но и как отождествление. Культ реализует эффект, образно воплощенный в действии. Функцией его является не простое подражание – он должен воссоздать действие или быть его частью, это есть содействие (как участие, в отличие от подражания, воспроизведения, изображения) происходящему для его завершения. Культ, таким образом, есть драматическое представление, воплощение в образах. Человечество разыгрывает порядок действий в священной игре, как оно этот порядок понимает, помогая тем самым поддержанию мирового порядка. Но не только в этом смысл и значение игры. В формах культовой игры зарождался и порядок самого общества, начатки примитивных государственных форм. Внутри формы и внутри функции игры, которая (игра) является самостоятельным качеством, осознание человеком своей вовлеченности в Космос находит самое высшее, самое священное выражение.

Внутрь игры мало-помалу проникает значение священного акта. Культ прививается к игре.

Также значимая для нас действенная конкретность культа дается в труде о. Павла (П.А. Флоренского) «Философия культа»: «Слово плоть бысть» [1].

П.А. Флоренский говорил, что назначение культа – именно претворять естественное рыдание, естественный крик радости, естественное ликование, естественный плач и сожаление в священную песнь, в священное слово, в священный жест. Не запрещать естественные движения, не стеснять их, не урезывать богатство внутренней жизни, а напротив – утверждать это богатство в его полноте, закреплять, взращать. Культ не только позволяет выйти аффекту всецело, но и требует наибольшего его напряжения, вытягивает, обостряет. И, давая ему полное признание, утверждая аффект в правде его, культ преображает его.

Мало плакать, надо стройно,

Гармонически рыдать.

Надо действовать спокойно,

Чтоб красивый лик создать.

Мало искренних мучений,

Ты ведь в мире не один.

О.Павел (П.А. Флоренский) отмечал правильность этого «немножко смешного стихотворения» (со слов о.Павла) К.Д. Бальмонта: «… ибо надо претворять жизнь в гармонию, - всю жизнь, во всех ее проявлениях. Разве не в этом культура? Не в этом человечность?» [1].

Таким образом, сценическое пространство игры, содержащее в своих возможностях ритуальное действие культовой структуры, открывает новые возможности и ресурсы осуществления управленческого действия и идентичности человека. К примеру, Морис Бежар (французский танцовщик, балетмейстер, режиссер, педагог) обращался к самым различным сферам воображения, ведущим свое начало от разных религиозных цивилизаций, и вместе с тем свободно выходил за их пределы благодаря тому материалу, которым он располагал, благодаря самой природе своего ремесла. Художественный успех его работ определяется не только отдельными «религиозными» образами и мотивами, взятыми отовсюду, а его мастерством, его компетентностью в области техники танца как такового. Здесь решающую роль играет телесная, чувственная сторона, связанная с человеческими реакциями, доведенными до предельной концентрации воплощения, организованными в определенном ритме.

Современная управленческая ситуация непредвиденности происходящего нуждается в таком управленческом действии, где человек действует всем собой, где мысль, чувство и действие совмещены в их мгновенности и непредсказуемости.

Сценическое пространство игры задается системой координат, в которой осуществляется органичное действие (под органичным действием понимается такой тип действия, где мысль, чувство и действие совмещены в их мгновенности и непредсказуемости).

Мы все в полной мере не владеем ресурсами органичного действия – ни собственной телесностью (которая понимается как тело и голос), ни персонажностью (как базовыми смысловыми действиями), ни сценальностью (как организацией пространства), ни сюжетностью (как способностью удерживать своеобразное событийное становление в равновесии - от начала события через кульминацию до финала, - как динамического целого).

Органичное действие предполагает материальное воплощение содержания в пространстве и времени (мы действуем собой, собственной телесностью, «здесь и сейчас» - в определенном месте и только в этот конкретный момент, в определенной ситуации - сюжете).

Так, практика органичного действия, разрабатываемая и культивируемая в «ТОТ» Театральной лаборатории метода[11] с 1993 года под руководством А.Е. Ростовской, была реализована в театрально-сценическом подходе в управленческом образовании в 1996 году созданием курса «Управленческое мышление в сценической постановке» на кафедре теории организации и управления Государственного Университета Управления.

Целью курса является формирование способности к органичному действию. Владение этой способностью необходимо современному управленцу, чтобы отвечать на вызовы изменившихся условий, управлять непредвиденным.

Задачами курса являются формирование организационно-управленческой позиции в ситуации неопределенности и освоение телесности (тело и голос) как ресурса органичного действия.

У истоков внедрения курса стояли самоотверженные ученые, открытые к новым возможностям в образовании и актуальным проблемам современности. Это Геннадий Рашидович Латфуллин, профессор, зав. кафедрой теории организации и управления, директор ИГиМУ, по сегодняшний день, организующий активную инновационную деятельность в вверенном ему институте. Также, ушедшие из жизни Вера Ивановна Махнова (педагог, мыслитель, писатель, профессор политэкономии ГУУ, - автор идеи обучения управленцев на литературном наследии А.С. Пушкина. Именно Вера Ивановна стала инициатором внедрения данного театрально-сценического подхода в обучении управленцев) и Светлана Семеновна Голубева (профессор, директор Института Финансового Менеджмента ГУУ). Данную образовательную инновацию поддержал весь творческий научный коллектив кафедры теории организации и управления, продолжающий развивать научные традиции школы О.В. Козловой в эпоху перемен во главе с известными учеными и педагогами проф. З.П. Румянцевой и проф. Я.В. Радченко.

Автором и ведущим курса в первые годы формирования сценической методологии в управленческом образовании являлась А.Е. Ростовская. В дальнейшем, ведущими курса становились участники «ТОТ» Театральной лаборатории метода. Самое продолжительное время ведущим курса и со-разработчиком других образовательных форматов сценической методологии в образовании является сотрудник лаборатории «Мастерская сценического действия в управлении» Л.В. Лосева.

В 2005 году в ГУУ на базе курса «Управленческое мышление в сценической постановке» была создана лаборатория «Мастерская сценического действия в управлении» под руководством А.Е. Ростовской.

На этапе создания Лаборатории экспертный совет возглавил О.И. Генисаретский, доктор искусствоведения, член Академии гуманитарных наук. Заместитель директора Института человека Российской академии наук. Главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук. Проектный аналитик Института муниципального и регионального партнерства. Руководитель Центра синергийной антропологии Государственного университета — Высшая школа экономики. Лауреат государственной премии в области литературы и искусства 1997 года. Автор многочисленных работ в области искусствоведения, системомыследеятельностной методологии, гуманитарного развития, культурной и религиозно-философской проблематики. [13]

Сценическая методология в управленческом образовании отрабатывалась на практических занятиях в ГУУ, Центре корпоративного предпринимательства при НИУ ВШЭ, программах Золотого кадрового резерва и Московского общественного научного фонда.

На основе практических исследований лаборатории были разработаны практикумы, тренинги и мастер-классы в сфере профессионализации управленцев. Данные образовательные форматы проводились в программах Московского общественно-научного фонда (МОНФ); «Малые города России»; Центра корпоративного предпринимательства при НИУ ВШЭ; «Золотой кадровый резерв», СТД РФ, РАО «ЕЭС России»; MBA, MBI при ГУУ; РАНХиГС при президенте РФ; Московская школа управления «Сколково»; «Мегафона», «Коркунова», «TELE2», ведущих тренинговых компаний («Business Training Russia», «Тренинг-Бутик») и в образовательных программах разных крупных структур.

В настоящее время эти разработки включены в программы MBI и MBA на базе ГУУ и других высших учебных заведений, также с 2014 года они были включены в учебный формат бакалавриата в Институте детства МПГУ.

Сценическая методология в управлении получила признание в бизнес-образовании на международном уровне: в конференциях CEEMAN (Ассоциация бизнес-школ Центральной и Восточной Европы) в 2004 и 2005гг.; GBATA (Всемирная ассоциация бизнеса и технологий) в 2006г.; Шекспировский форум: поиск, сцена, действие в образовании NYU (Нью-йоркский университет) в 2007 и 2008гг.; EFMD (Европейский фонд развития менеджмента) в 2009г.; II Международная научная конференция - Устойчивое развитие организации, Poznań University of economics (Экономический Университет г.Познань), 2011г. Мастер-классы инновационного метода в управленческом образовании были представлены в университетах: NYU Steinhardt School of Culture, Education and human development (Университет культуры, образования и гуманитарного развития), CSI (College of Staten Island) The City University of New York (Колледж Стейтен Айленд), ISM, University of management and economics (Университет менеджмента и экономики г.Вильнюс), Poznań University of economics (Экономический Университет г.Познань).

В своих исследованиях лаборатория сотрудничает с Центром синергийной антропологии при НИУ ВШЭ [14], Театром «Школа Драматического Искусства», Центром визуальной антропологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Центром им. Вс. Мейерхольда, ГЦСИ, проектом «Фабрика», Культурным центром «Булгаковский Дом», Государственным музеем Л.Н.Толстого, РАНХиГС при президенте РФ, МПГУ, Национальной Гильдией Профессиональных Консультантов, Рабочим центром Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (г. Понтедера, Италия), Центром изучения творчества Ежи Гротовского и театрально-культурных исследований (г. Вроцлав, Польша).

Также лаборатория сотрудничает с выдающимися российскими и зарубежными мастерами искусства.

Ростовская А.Е. представляла лабораторию на «Гражданском форуме» (Москва, Кремль) в секциях «Новые кадры для общества и государства» и «Молодёжное движение и молодёжная политика». Также была организатором Международного образовательного форума «Гуманитарные практики и современное общество». [12]

На сегодняшний день деятельность Лаборатории «Мастерская сценического действия в управлении» выстроена вокруг создания, культивирования, исследования и закрепления в университетском образовании и в управленческой практике театрально-сценического подхода, основанного на практике органичного действия.

Деятельность лаборатории реализуется в трех направлениях:

1) Образовательное направление в сфере профессионализации управленцев.

Основой лаборатории является учебный курс «Управленческое мышление в сценической постановке». Курс открыт для студентов всего университета. Освоение курса предполагает 3 стадии.

Первая стадия состоит в прохождении курса с ведущим.

Вторая стадия состоит в самостоятельном прохождении этапов курса. На третьей стадии, завершающей освоение курса, студент сам становится на позицию ведущего.

Сам курс построен на прохождении студентами пути от замысла до реализации собственной театральной постановки-проекта, что позволяет им освоить ресурсы органичного действия и получить опыт организации и управления через формирование идеи, разработку сюжета, построение сценария и организацию самой постановки. Приобретаются навыки саморежиссуры и структурирования группового взаимодействия.

На последнем этапе - рефлексии - снимается индивидуальный способ управленческого действия студентов, проявляются их границы и «точки роста», что позволяет студентам овладеть собственными деятельностными ограничениями. Через интегрирование способностей восприятия (визуального, аудиального, кинестетического) с опытом телесного действия снимается барьер на работу с неизвестностью.

2) Практико-исследовательское направление.

Театрально-сценический подход в образовании сформирован на стыке методологической практики СМД-методологии[15] (игротехническая школа Межрегиональной Методологической Ассоциации под руководством С.В. Попова[10]), театрального искусства и пространства философско-антропологической проблематики.

Его разработка, выявление границ применения в сфере управления, проработка социо-культурного контекста «пограничных» направлений и практик составляет одну из основных направлений деятельности.

3) Театрально-практическое направление.

Театрально-практические изыскания позволяют создавать новые образовательные форматы и испытывать их на эффективность использования в освоении практики органичного действия.

В практической образовательной деятельности лаборатории «Мастерская сценического действия в управлении» формируются и развиваются способности: быть целостным в действии, пребывать в унисоне – созвучии совмещения мысли, чувства, действия. В ином случае (когда мы полагаемся только на наше безусловное достояние - знания и опыт) нам уготована стратегия «дурной бесконечности» наращивания «костылей» и пристроек к ситуации. Мы становимся заложниками завоеванных стереотипов и представлений, а реальность происходящего ускользает от нашего восприятия. И только действенное присутствие «здесь и сейчас» в единстве мысли-чувства-действия дает шанс состояться в непостижимой реальности.

В 2016 году курсу «Управленческое мышление в сценической постановке» лаборатории «Мастерская сценического действия в управлении» при кафедре теории управления ГУУ исполняется 20 лет. За годы существования курса через него прошли более 1500 человек. И в связи с юбилеем курса некоторые из его участников поделились своими впечатлениями.

Ольга Гулян, ИГИМУ ГУУ, Годы обучения: 1996 – 2001гг.

Место работы: саунд-продюсер, постпродакшн-продюсер кинопроизводства международных проектов РоспоФильмГрупп.

«Вспоминаю, что меня тогда привлекло в спецкурсе, почему я осталась в нем после первой постановки, окончила курс и еще 3 года была ведущей…

Много чего,например: актерство, режиссура, глубокий анализ литературных произведений, который выбирался для постановки, интересное общение и т.д. Но пожалуй, главное и самое глубокое – это возможность РЕАЛЬНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В МИРЕ.

Звучит громко, но если разобраться… Студент, что он делает в течении 5 лет своего обучения в вузе? Слушает, читает, учит, сдает зачеты и экзамены. Т.е. ничего НЕ ДЕЛАЕТ, только закачивает в себя информацию и «словом» демонстрирует преподавателям, насколько успешно произошла «закачка». Никакой практики.

Не очень интересно, если честно. По крайней мере, для меня.

Спецкурс стал для меня тогда чуть ли ни единственным пространством, где я могла осуществить что-то. Причем из ничего. Попробую разъяснить. Передо мной не стояло никакой задачи или проблемы, кроме желания что-то сделать в этом мире. А сцена обладает таким волшебным свойством, что твое действие на сцене (если оно наполнено) увеличивает свою силу в 10, 100, 1000 раз. А высказать-то всегда что есть, особенно когда тебе 17-20 лет.

Просто сказать словами? Не услышат, не поймут, поймут неправильно, не поверят.., - вариантов много. А вот когда что-то делаешь – совсем другая сила. В действии есть энергия. Тут уже интерпретаций возможно меньше, не заметить труднее, можно не услышать, не увидеть, но почувствовать резонанс.

На спецкурсе ты тщательно готовишь «действие», продумываешь, «прошагиваешь», оформляешь музыкой, минимальной декорацией, костюмами, репетируешь, репетируешь… Наконец, ПОКАЗ. И тут именно у тебя есть возможность свое Действие Осуществить.

На этом работа не заканчивается, а продолжается. Анализ: получилось ли? То ли получилось, что задумывал? Чего не хватило? Что надо изменить? и т.д. И это реальный опыт. Такой опыт можно было получить только здесь, и еще, конечно же, в реальной жизни. Но здесь в каком- то смысле безопасней.

Что отличает спецкурс от «театрального кружка»? Нет режиссера. Каждый сам себе сценарист, режиссер, актер и оформитель. Талант не столь важен. Любой человек может сформулировать свое Слово и его осуществить с точностью до Себя и ситуации, которая «Здесь и Сейчас» (завтра место и время изменится, и твое действие будет другим). Поэтому все постановки на курсе на 100% ОТКРОВЕННЫЕ. Иначе и быть не может: ведь нет «обязаловки», нет режиссера и сценариста, которые задают «свою тему», которую «бедным актерам» приходится против своей природы воплощать.

В итоге, спецкурс позволял почувствовать, что Я ЕСТЬ, Я СУЩЕСТВУЮ (в остальное время в этом можно было усомниться…).

Как этот опыт помогал в профессиональной жизни? Спецкурс научил, что схемы управления «начальник-подчиненный», «управленец-исполнитель» не эффективны. Управленец все круто и грамотно понял, сформулировал точно задачу, а подчиненный «не допонял», не доделал, сделал что-то свое… Действие не осуществилось, или осуществилось, но не совсем то или совсем не то.

Настоящая эффективность возможна только при осуществлении СВОЕГО ДЕЙСТВИЯ всеми участниками процесса (сфера деятельности значения не имеет). Твое Действие зависит от масштаба. Далеко не все можно осуществить в одиночку. И если ты вовлекаешь в свое дело других людей, то и для них оно должно стать «своим делом». Это не вопрос мотивации. Она здесь вообще ни при чем. Это вопрос единомышления, когда каждый участник понимает, что он здесь делает и для чего.

В этом смысле, Спецкурс осуществляет абсолютно холистический (целостный, гуманитарный) подход к Обучению и Управлению.

И получив такой опыт управленец уже не может относится к своим «подчиненным» как к гайкам, инструментам; не может относится к своим «начальникам» как к «дуракам», которым надо «пускать пыль в глаза».

Скорость жизни современного человека выросла и продолжает расти, информационные потоки «штормят» нас без остановок и пауз. Люди не успевают жить, не успевают понимать, кто они и что хотят сделать в этой жизни. Поэтому и работа как тупая рутина и просто способ (не самый эффективный, зачастую) зарабатывания на жизнь – непозволительная роскошь…»

Александр Гатилин, Институт Финансового менеджмента ГУУ, Годы обучения: 1996 – 2001 гг.

Место работы: начальник Управления общественных связей Фонда Андрея Первозванного.

««Нужны ли России «играющие управленцы»?

20 лет назад мы с коллегами по курсу «Управленческое мышление в сценической постановке» выступали в Болгарском культурном центре. Вечер был посвящен творчеству А.С. Пушкина. Собрались известные пушкинисты, а мы планировали показать наши небольшие постановки, которые были выдержаны в далеком от классического стиле. Нервничали. Нас благосклонно приняли, напоили шампанским, но все равно чувствовалась дистанция. Мы были «из другой тусовки».

Из какой тусовки?

Многие однокурсники активно участвовали в студенческом КВН. Показы курса «Управленческое мышление в сценической постановке» собирали намного меньше зрителей и не обещали веселого времяпровождения. Казалось бы - сцена одна, люди, необходимость придумывать, сочинять, инсценировать, подбирать музыку, свет. Все одно и то же, казалось бы.

Театралы на курсовых показах могли справедливо разбирать недостатки актерской игры и режиссуры.

Маститые преподаватели Государственного университета управления недоумевали, зачем подобная «самодеятельность» нужна в серьезном учебном заведении. Зачем нужны «играющие управленцы»?

20 лет назад не было того пространства, той среды, в которой инициаторы курса «Управленческое мышление в сценической постановке» чувствовали себя «среди своих». (Автором, и на тот период единственным ведущим курса была Антонина Ростовская, прошедшая игротехтехническую школу ММАСС - межрегиональной методологической ассоциации под руководством С.В. Попова; инициатором внедрения курса и его культурно-содержательного наполнения была Вера Ивановна Махнова, профессор кафедры политэкономии ГУУ, автор идеи обучения управленцев на литературном наследии А.С. Пушкина; Геннадий Рашидович Латфуллин, профессор, зав. кафедрой Теории организации и управления, директор ИГиМУ, который поддержал и создал условия для этого инновационного эксперимента).

Лишь немногочисленные командировки в Европу позволяли не терять уверенность в том, что кто-то еще движется в схожем направлении.

Изменилась ли ситуация за прошедшие годы? Не уверен.

Практика самостоятельности

Часто доводилось слушать и читать мнения профессионалов о том, что настоящее обучение может быть только в ходе работы, что, приходя в банк, государственное учреждение или частную компанию, нужно забыть все, чему учили в институте, и начинать на практике осваивать ремесло.

Во всех ВУЗах предусмотрена практика. На последних курсах те, кто еще не успел обзавестись работой, получали направление на прохождение практики. Чем занимались практиканты? В основном, перебиранием бумажек, наблюдениями со стороны и выполнением нехитрых расчетов. Что давала такая практика? Возможность «зацепиться» за потенциальное место работы. Первые представления о том, как выглядит работа в профессиональном коллективе.

Участники курса «Управленческое мышление в сценической постановке» проходили свою собственную практику. Практику самостоятельности.

Выбирая текст для постановки, формируя творческий коллектив, распределяя роли, репетируя, подбирая костюмы и реквизит, выбирая музыку – проходя через все этапы классической постановки – мы обретали навыки анализа ситуации, стратегического планирования, определения человеческих и материальных ресурсов, запуска проекта, оценки эффективности реализации проекта, проведения реорганизации и модернизации проекта. А в условиях вечных дедлайнов мы получали еще и опыт кризисного управления.

По сути, это были классические старт-апы. Только все было по-настоящему, а не в рамках ролевых игр. Ты создавал продукт и в рамках курсовых показов видел, насколько он востребован по сравнению с другими похожими продуктами. А после того, как ты почувствовал, пережил успех или неудачу (что более полезно с точки зрения образовательного процесса), ты совсем по-другому начинаешь анализировать все пройденные этапы и находить ошибки или резервы роста. Именно эта финальная стадия рефлексии, оценки и самооценки и отличает курс от классической школьной или студенческой самодеятельности, от КВН или ролевых игр.

Кому это надо?

Курс «Управленческое мышление в сценической постановке» - это штучный образовательный продукт.

Это хорошо, потому что обучение индивидуализировано. Каждый участник курса получает свой уникальный опыт общения с наставниками и коллегами. Каждый участник получает свой собственный «experience», свою собственную полноценную практику.

Это плохо, потому что отсутствует возможность тиражирования. Пусть меня поправит автор курса, но успешных прецедентов системного ведения курса в отсутствии автора и его ведущих не наблюдается. Но даже если бы подобные прецеденты существовали, велика ли бы была вероятность широкого распространения курса в ВУЗах нашей страны?

Ответ на вопрос, кому нужен курс, связан с ответом на вопрос, кому нужна самостоятельность управленцев, да и просто – самостоятельность, состоятельность, самость.

Удачи ведущим курса и его автору в поиске ответов на подобные вопросы и спасибо за опыт самостоятельности.»

Елена Кореневская, ИГИМУ ГУУ, Годы обучения: 2000 – 2005гг.

Место работы: специалист АНО «Лаборатория социальных программ», soc-lab.ru.

«Я занималась на Курсе управленческого мышления в сценической постановке все годы своего обучения в Государственном университете управления, и прошла все ступени Курса: разрабатывала свой проект с помощью наставников, без них, кооперируясь со студентами, и сама побывала куратором студентов.

Роль этого опыта в моей жизни очень сложно переоценить. Я верю, что, если бы Курса не было в моей жизни, я была бы другим человеком. И дело не только в творчестве, которое освежает жизнь, дает выход из ежедневной рутины. Работа на курсе дала мне навыки проектного мышления, позволила во всей моей дальнейшей работе выходить за рамки набора должностных обязанностей и видеть общую картину. Метод системной работы над проектом, организации команды, не отличается принципиально в разных сферах – театральном проекте, старт-апе, в налаженном бизнесе. Это даже не метод, а мышление, которое позволяет видеть шире и работать эффективнее.

Большую роль в моей жизни сыграл навык выделения главной идеи проекта, вся эта система – идея как сердце, сценарий как скелет и сценическая практика как реальное воплощение. Курс научил меня задумываться над тем, что я действительно хочу сказать, что хочу сделать в своей жизни, и как этого добиться. Я часто задаю себе такие вопросы на протяжении всей своей жизни, в работе и личных делах. Четкое понимание своих идей, своих ценностей позволяет, не сворачивать с выбранного пути или, наоборот, вовремя переоценивать свою жизнь и меняться.

Работа со специалистами Лаборатории – одно из самых стойких и теплых воспоминаний моей студенческой жизни. Рядом с ними я ощущала драгоценное для молодого человека чувство принадлежности к общему, важному делу. Особенно это касается опыта преподавания на Курсе. Направлять других людей, не директивно, но мягко, видеть, как они раскрываются, осваивают совершенно новую для себя сферу, реализуются в проекте – ни с чем не сравнимое удовольствие. Я научилась чутко слышать других людей, внимательно разбираться в их мыслях, ощущениях, находить вместе с ними главное в проекте. Этот навык невероятно полезен как в командной работе, так и в работе с клиентами. Внимание к деталям исключает неверное понимание задачи, позволяет оставаться с коллегами и клиентами «на одной странице».

Несмотря на то, что со времени окончания моей практики прошло уже 10 лет, я до сих пор благодарна Лаборатории за бесценный опыт, который она мне дала и за теплоту, которой со мной делились наставники.»

Андрей Ростовский, Институт Финансового Менеджмента ГУУ, годы обучения: 2003 – 2008гг.

Место работы: Менеджер по работе с клиентами (Account Executive), Майкрософт.

"Я проходил курс «Управленческое мышление в сценической постановке» в 2006 году. Благодаря атмосфере курса и необычным методам, помогающим всегда и везде находить нестандартные решения поставленных задач, а также получению возможности ставить задачи самому и правильно их доносить до целевой аудитории, я смог научиться применять эти знания, что помогло мне устроить свою жизнь. Как личную, так и рабочую. Рекомендую каждому, кто хочет взять от этой жизни всё!"

Ольга Корнилович, ИНИМЭ ГУУ, Годы обучения: 2006 – 2011гг.

Место работы: главный специалист отдела перераспределения имущества, Российская телевизионная и радиовещательная сеть.

«Курс "Управленческое мышление в сценической постановке" - лучшее дополнение к высшему образованию! Именно на курсе мы действовали не в скучной теории, а на практике! Действовали!

Курс включает в себя три ступени:

1. тебе помогает человек с третьей ступени организовать и поставить с нуля твою постановку;

2. ты сам организовываешь себя и свою постановку;

3. ты помогаешь организовать и поставить постановку человеку с первой ступени.

Все просто, казалось бы... Однако этот путь длиною в три года даёт столько нового и практического, чего не даёт ни один ВУЗ за 5 лет.

Каждая ступень настолько богата своими подводными камнями, постоянно возникают все новые трудности, и ты все время в поисках оптимального решения. Бонусом - богатое общение на курсе: мы все так подружились! С огромным удовольствием встречались, помогали, поддерживали друг друга.

Из основного, что я вынесла из курса и использую теперь каждый день на работе (работаю в крупной компании - Российская телевизионная и радиовещательная сеть) хочу отметить следующее:

- я чётко вижу целое, это мне очень помогает в работе, когда необходимо представить конечный результат;

- я научилась легко организовывать работу поэтапно, чтобы в итоге достичь желаемого результата;

- я легко справляюсь с непредвиденными ситуациями, без особого труда быстро решаю непредсказуемые проблемы;

- я как никогда научилась планированию времени;

- я без труда общаюсь с коллегами, не боюсь публичных выступлений и часто выступаю с инициативами;

- я часто применяю творческий подход на работе, что позволяет выйти за рамки стандартного мышления.

В отличии от стандартных кейсов, которые предлагаются в ВУЗе, данный курс "Управленческое мышление в сценической постановке" предлагает творческую площадку для практики управления: управление телом и голосом, управление действием, и, наконец, сочетание этих двух вещей, которые вместе дают очень сильный синергетический эффект.

На моих глазах застенчивые люди открывались и выдавали прекрасные результаты! Не думаю, что курсы ораторского искусства на такое способны.

Вспоминая нашу плотную совместную работу, поездки с мастер-классами, выступления, на душе становится тепло и уютно, так как атмосфера всего этого курса заставляет признать, что это твой второй дом, где тебе так же рады, всегда поддержат и помогут в трудную минуту.

Я начала заниматься на втором курсе института, прошла все три ступени, каждая из которых интересна и сложна по-своему! Часто рассказываю друзьям и коллегам про те события, которые происходили на курсе, горжусь быть его выпускницей!»

Михаил Веселинов, ИНИМЭ ГУУ, годы обучения: 2005 – 2011гг.

Место работы: преподаватель ГУУ, курс «Управленческое мышление в сценической постановке», преподаватель МПГУ, участник «ТОТ» Театральной лаборатории метода.

«Моя встреча с практикой органичного действия случилась на 2-м курсе университета (2007г.), когда, по рекомендации одного из наших преподавателей, я и еще несколько моих одногруппников решили пойти на презентацию факультатива «Управленческое мышление в сценической постановке». Даже само сочетание слов тогда казалось совсем невообразимым - «управление», «мышление» и «сценическая постановка». То, что мы увидели, впечатлило еще больше своей непривычностью - студенты, наши ровесники или чуть старше, показывали небольшие театральные постановки, созданные - срежиссированные, а в дальнейшем и исполненные - ими самими. Меня привлекла именно эта непривычность происходящего, и я решил записаться.

Задача курса состояла в прохождении пути от замысла до реализации собственной постановки. Так же оказалось, что курс состоит из трех этапов - когда ты проходишь по этому пути с ведущим, далее сам проходишь тот же путь, а на третьем этапе ты становишься ведущим для другого.

После прохождении курса мне предложили заниматься более углубленно сценической практикой, я согласился и после этого остался в лаборатории и участвовал в различных образовательных программах и проектах.

Так получилось, что у меня двойственный опыт, не только как студента, который прошел курс, но и как преподавателя, который этот курс ведет.

Для меня как для студента, и человека без практического опыта на тот момент, этот факультатив стал пространством «выращивания» в себе управленческого видения ситуации, что в дальнейшем позволяет реально стать движущей силой в любой ситуации. Мне кажется, что никакие теоретические знания не могут дать такого эффекта.

Работа над постановкой дала мне опыт чистого восприятия, когда базовым процессом становится восприятие чего-либо, и придание воспринятому формы. То есть это способность ощутить и увидеть то, чего ты сам не предполагал, что может быть. В сегодняшнем мире это и становится важным, поскольку огромный информационный поток наваливающийся на человека, «замыливает» взгляд и притупляет способность видеть новое и совершать открытия, превращая человека в потребителя.

Так же на курсе была очень важна осознанность каждого шага у каждого участника. Привитая культура рефлексии, то есть отдачи себе отчета в своих действиях, в происходящем в ситуации, отвечая себе на вопросы «Что я сделал? Что происходит?», дает возможность не наступать на одни и те же грабли много раз подряд, и на каждом шаге сдвигать границы собственных действий.

А с преподавательской точки зрения можно отметить, что сценическая модель действия дает возможность выйти из предметной сферы и столкнуть человека с его собственным реальным действием в непривычной ситуации (ситуация организации и участия в сценическом действии), с его последствиями и конечной формой, в которой это действие выливается. Такой опыт позволяет в «чистоте» увидеть себя как управленца, обнаружить собственные ограничения и найти способ их преодоления. Преимуществом так же становится и то, что это - защищенный опыт, без риска материальных потерь, что дает возможность совершать свои собственные «действенные» ошибки, и этот приобретенный опыт переносить на любую профессиональную сферу деятельности.»

Мария Логвинова, ИГУиП ГУУ, годы обучения: 2010 – 2015гг.

Место работы: Language Link, экономист – менеджер

«На курс «Управленческое мышление в сценической постановке» пришла в 2010 г.

Работа на курсе состояла из трех этапов: первый - работа с наставником, второй - самостоятельная работа и третий - работа в качестве наставника. Каждый этап был по-своему сложен. Необходимо было научиться понимать не только себя, но и окружающих тебя людей. В одно и то же время быть в роли руководителя и "подчиненного".

Курс дал мне возможность пройти путь от замысла до реализации на практике, научиться работать в условиях неопределенности и меняющихся обстоятельств, сохраняя при этом работоспособность и самообладание. Выстраивать "план действий", опираясь на две составляющие: разум и чувства. Во время обучения мы учились работать в команде, выстраивать взаимоотношения и связи в работе, слушать и слышать друг друга, ведь все люди очень разные, а работать приходится совершенно в разных условиях и с разными людьми.

На курсе я научилась проводить рефлексию, управлять телом и голосом, осознала, что человеческие возможности безграничны, главное - нужно услышать себя.

Отличительное чертой курса является легкая (дружественная) и в то же время рабочая атмосфера. Тебя всегда готовы выслушать, направить и помочь.

Все эти навыки очень помогают мне сейчас не только в работе, но и в повседневной жизни. Хотела бы выразить огромную благодарность ведущим курса Антонине Евгеньевне Ростовской, Людмиле Лосевой и Михаилу Веселинову.»

В завершение, не могу не обратить внимание на труды и исследования великого режиссера Ежи Гротовского, который проявил значимость органичности в антропологии.

Гротовский был почетным доктором университетов Вроцлава, Питтсбурга и Чикаго, профессором Коллеж де Франс (где читал курс «Органичный человек»). В 1990 году во Вроцлаве создан Институт имени Ежи Гротовского. По решению ЮНЕСКО 2009 год (десятилетие со дня смерти режиссера) был объявлен годом Гротовского.

Особенно актуально для нашей работы практическое обращение Е.Гротовского к изучению ритуальных структур:

«Угроза и шанс шествуют в паре, невозможно достичь высокого класса иначе, как только перед лицом угрозы. Перед лицом вызова человеческие импульсы одаряются ритмом. Ритуал – время великой интенсивности; интенсивности намеренно вызванной. Жизнь в такие моменты становится ритмом. Поток жизни должен артикулироваться в форме.

Дело заключается в том, чтобы в действии быть пассивным, а в видении активным (в противоположность тому, что диктуют нам навыки). Пассивным – значит быть поглощающим – быть емким. Активным – значит присутствовать. Чтобы питать жизнь необходимо развивать не организм – массу (мускульный, атлетический организм), а организм–канал, путепроводный организм, через который Энергии проплывают. Нужно работать на почве точных структур. Работать, прилагая большие усилия, потому что из выносливости, терпения и уважения к частностям слагается правило, позволяющее воплотить ощутимое присутствие. То, что делается, должно быть точным. Don’t improvise, please!

Человек познания распоряжается действием, деланием, doing, а не мыслями или теориями. Познание – проблема деяния. Обучение, конечно же, получить нужно, но сам факт, как именно практикант заново для себя открывает и как в нем себя вспоминает, - этот факт может быть только личным. Ритуал – это performance, действие совершенное, акт. Я стремлюсь открывать не то, что ново, а то, что забыто…» [6].

В философском осмыслении продвижения деятельности лаборатории нам созвучно высказывание Мартина Хайдеггера из «Письма о гуманизме»: «Мы далеко ещё не продумываем существо деятельности со всей определенностью. Люди видят в деятельности просто действительность того или иного действия. Его действенность оценивается по его результату. Но суть деятельности в осуществлении. Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа вывести к этой полноте, producere – про-из-вести» [2].

Данные полагания, безусловно, открывают иной горизонт становления управленческого образования на пути к органичному управлению, производящему полноту и целостность управленческого действия.

Список литературы:

  1. Павел Александрович Флоренский. Сочинения в четырех томах. — М., 1994., 800 с., I

  2. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – 447 с. – (Мыслители XX в.)

  3. Хейзинга, Йохан, Homo ludens . Статьи по истории культуры/ М.: Прогресс-Традиция, 1997, 413 с.

  4. Теория и искусство управления [Текст]: Учебник / Под. Науч. Ред. А.М. Лялина, З.П. Румянцевой - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.:ГУУ, 2011. – 503с.

  5. Организационное поведение: Учебник для вузов.; 2-ое изд. доп. и перераб./ Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н. Громовой - СПб.: Питер, 2015. – 464с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

  6. Гротовский, Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику: / Сб. ст./ Пер. с пол., вступ. И примеч. Н.З. Башинджагян /. –М. : Артист. Режиссёр. Театр. 2003.- 351 с., 24 л. Ил

  7. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С.Станиславский , О технике актера / М.А.Чехов: Предисл. О.А.Радищевой. – М.: Артист. Режиссер. Театр, - 2002. – 490 с.: портр., ил.

  8. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия : Чего не может придумать значение / Пер. с англ. С.Зенкина, - М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 184 с.

  9. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические продолжения и расширения. М: Путь. 2002. – 528 с.

  10. “Организация хозяйства в России” – С.В. Попов/ альманах "Кентавр", №2,3 , 1992 г.: http://circleplus.ru/archive/fil/books/1

  11. Официальный сайт “ТОТ” Театральной лаборатории метода: http://tottheatre.ru

  12. Официальный сайт проекта лаборатории - форум “Гуманитарные практики и современное общество”: http://baikal-forum.narod.ru

  13. Официальный сайт О.И. Генисаретского: http://prometa.ru

  14. Официальный сайт Инситута Синергийной Антропологии: http://synergia-isa.ru

  15. Официальный сайт Некоммерческого Института Развития «Научный фонд им. Г.П. Щедровцкого»: http://www.fondgp.ru

References

  1. Pavel Alexandrovich Florensky. Collected works in four volumes. — М., 1994., 800 p., I

  2. Martin Heidegger, Letter on humanism // Heidegger M. Being and Time: Articles and essays: Per. s nem. – M.: Respublika, 1993. – 447c. (Misliteli XXv.)

  3. Homo Ludens or Playing Man. Аrticles of the History of Culture, Johan Huizinga / M.: Progress-Tradiciya, 1997, 413p.

  4. Theory and art of management [Text]: Textbook/ pod nauch. red. A.M.Lyalin, Z.P.Rumyanceva – Izd. 2-d, reworked and dop., - M.: GUU, 2011. – 503c.

  5. Organizational Behavior: A Textbook for high schools; 2 edition, added and reworked/ edited by G.R.Latfullin, O. N. Gromova – SPb.: Piter, 2015. – 464p.: il. – (a series of "Textbook for high schools").

  6. From poor theatre to Art as Vehicle / Sb. St./ Per. S pol. Vstup. I primech. N.Z. Bashindjagyan/. – M.: Actor. Director.Theatre. 2003. – 351p.6 24l. Il

  7. K. Stanislavsky. An Actor Prepares./ K. Stanislavsky. An actor’s work/ On the Technique of Acting. M.Chehkov: Foreword O.A.Radischeva. – M.: Actor Actor. Director.Theatre. 2002. – 490p.:portr., il.

  8. Gumbrecht H.U. Production of presence. What meaning cannot convey. / transl. From English S.Zenkina, - M.: New Literature Review, 2006, -184p.

  9. Genisaretsky O.I.Navigator: methodological continuations and expansions. M.: Put’. 2002. – 528p.

  10. “On organizing the economy in Russia” – Sergei Popov/ journal “Kentavr”, №2,3, 1992.: http://circleplus.ru/archive/fil/books/1

  11. Official site of “TOT” Theatre laboratory of method: http://tottheatre.ru

  12. Official site of the project of the laboratory – The Forum “Humane practices and modern society”: http://baikal-forum.narod.ru

  13. Official site of Oleg Genisaretsky: http://prometa.ru

  14. Official site of the Institute of synergetic anthropology: http://synergia-isa.ru

  15. Official site of the Non-Profit Research Foundation "The Schedrovitsky Institute for Development": http://www.fondgp.ru

#статьяокурсегуу

"ТОТ" Театральная лаборатория метода 2017