Рецензия с фестиваля "Мимолет-2000"

 

 

Андрей Микулин


Если подвести некий итог – о чем же были спектакли, представленные на суд зрителей и жюри «Мимолета-2000»? О нас с вами. О том, как мы любим и страдаем, не понимаем друг друга, о вселенском одиночестве человека и о бесконечном стремлении к идеалу, о неукротимой жажде творчества и о горечи разочарований. Еще Шекспир предупреждал: «Не бойтесь совершенства, его вам не видать». Но ведь именно в этом и состоит истинная причина, заставляющая человека творить. Нет ничего прекрасней, чем знать, что каждый твой выход на сцену – есть следующий шаг к познанию истины.

Волей судеб фестиваль пантомимы, проходящий в Иркутске – единственный в России. Именно поэтому от него ждут поистине всероссийских результатов, и их не могут получить, потому что, к сожалению, не вся Россия сегодня в состоянии прислать своих представителей на конкурс. По причине этого, результаты фестиваля нельзя назвать полными, но , тем не менее, это результаты и других сейчас нет. Иркутск обладает бесценным сокровищем, потому что пантомима сегодня это не только пантомима – это лаборатория всего нашего искусства, где есть актер. И ни один драматический театр уже не может обойтись без результатов сегодняшней пантомимы. Актеры стремятся к более точному решению пластической характеристики своих персонажей. А, значит, все разговоры о том, что пантомима оскудела или в упадке абсолютно несостоятельны. Наоборот, пантомима в расцвете, она словно переживает второе рождение, только не в театре пантомимы. Она, как любое настоящее искусство, расширила границы и демонстрирует нам свое влияние на другие виды искусства.

Иркутянам можно по-настоящему, по-доброму позавидовать тому, что в городе есть свой театр пантомимы под руководством Валерия Шевченко. Такого театра нет больше нигде от Урала до Дальнего Востока, и будет очень большой несправедливостью, если город не будет ценить Валерия Шевченко. Реализованное им, как это не парадоксально звучит, - почти нереально.

Однако 4-ый фестиваль театров пантомимы и современной пластики «Мимолет-2000» уже реальность и очередная страничка в истории фестиваля. Что же показал «Мимолет-2000»? Очень важную вещь для сегодняшнего театрального процесса. Точность жеста, выразительность пластики, лаконичность и одновременно глубочайшая метафоричность и образность этого искусства продолжают волновать зрителей. Новые технические средства делают современную пантомиму более динамичной и выразительной. Исчезают заведомые, привычные установки. И совершенно бесполезным становится вопрос после представления: «Как вам спектакль?» Ведь каждый зритель становится соучастником происходящего, соавтором действия. Самым ярким подтверждением тому стала премьера иркутского театра пантомимы «Аутальный мультипликатор». Кто-то увидит здесь образы, вызванные больным воображением (тема наркомании – самый верный смысловой пласт спектакля), а кто-то – рождение нового человека. Причем то и другое будет правдой. Абсурдность нашей жизни, увиденная на сцене, уже перестает быть для зрителя столь пугающей и отталкивающей и даже заставляет над собой посмеяться. Это удачно продемонстрировали театр «Группа ХарАктеров» из Омска и театр «Аритмия» из Челябинска, и, конечно же, театр эстрадных миниатюр «Иллюзии» из Иркутска, который стал заслуженным любимцем фестиваля.

В очередной раз событием для фестиваля стал спектакль театра пластической драмы «ЧелоВЕК» из Улан-Удэ, более знакомый иркутскому зрителю как театр «АзАрт» под руководством Игоря Григурко. Спектакль «Три новеллы о смерти» был показан вне конкурсной программы. Однако очередная работа Григурко еще раз доказала, что он находится в постоянном поиске. Соединение классической пантомимы с элементами эстрады изрядно повеселили публику и, наверняка, заставили задуматься о том, как нелегко рождается новое произведение. Миниатюра «Муза» была встречена самыми продолжительными аплодисментами.

Французский гость фестиваля, ученик Марселя Марсо – Стефан ле Форестье, очаровавший всю женскую аудиторию «Мимолета», продемонстрировал безупречное владение техникой, виртуозную пластику, выразительность и отточенность жестов. На большую часть публики его моноспектакль «Марс» не произвел слишком большого впечатления. Он был понятен, прозрачен и предсказуем. Но это еще раз подчеркнуло разницу не только между нашим и французским зрителем, но и разницу между двумя школами пантомимы.

Во второй раз принимали участие в фестивале ребята из театральной лаборатории метода «ТОТ» (г. Москва). На этот раз они привезли в Иркутск две новых работы «Глазами клоуна» по одноименному роману немецкого классика Генриха Бёля и «Диалог» по произведениям А.П. Чехова. Чеховские героини в исполнении Натальи Антощенко и Людмилы Лосевой буквально взбудоражили, к сожалению, немногочисленную публику спектакля, своей экспрессией, полифоничностью и очень точно найденными деталями характеристики Нины Заречной, Аркадиной, Маши («Чайка»), Сони и Елены Андреевны («Дядя Ваня»), Анны Мартыновны Змеюкиной («Свадьба»).

По мнению бессменного председателя жюри «Мимолета», профессора Российской Академии переподготовки работников искусств, культуры и туризма, заведующего первой в мире кафедрой пантомимы Ильи Григорьевича Рутберга: «Самым важным итогом фестиваля можно считать то, что «Мимолет-2000» вновь собрал вместе настоящих энтузиастов, преданных пантомиме, которая по-прежнему остается востребованной зрителем».

Наш журнал учредил специальные призы для участников фестиваля. Первый «За преданность жанру» заслуженно был вручен Валерию Шевченко. А приз «За точность жеста» уехал в Челябинск, ведь ребята из театра «Аритмия», несмотря на свою молодость, подарили зрителям незабываемые мгновения встречи с настоящим мастерством. Поэтому, вручая им призы (набор глобусов), редактор информации журнала Ася Давидсон заметил: «Наш подарок символичный, потому что в эти руки можно доверить земной шар». Мы будем ждать следующего «Мимолета», который в первый год нового тысячелетия отметит первый маленький юбилей – 5 лет. А значит «Мимолет» - это всерьез и надолго.

Микулин А. Мимолет-2000 // Бизнес-мост (?). 2000. № 17. Октябрь. (раздел Культура).


 

"ТОТ" Театральная лаборатория метода 2017