top of page

Представление лаборатории на семинаре в Краснодаре

В области интересов научных, методология работает с будущим. И «Этоc», как местопребывание, Хайдеггеровское понятие, я, может быть, ещё об этом скажу. Я бы вернулась к началу, к названию конференции, и к собственному отношению к происходящему, которое разворачивается в контексте собственно заявки на представление своего взгляда на возможные образовательные технологии для муниципального управления. Вот конференция – это возможность каждому увидеть весь спектр проблем, или взглядов на проблемы, которые существуют в данном случае в сфере муниципального управления, и каким либо образом отнестись, увидеть, ну, для меня это так, собственную позицию, собственный взгляд. Либо его переоформить, либо заполнить, проявить. Т.е. это возможность проявления собственной позиции, собственного взгляда, и это такая площадка, открытого диалога, и возможного взаимодействия. И в плане ожидания, вот сюда выходящий выкладывает свою позицию, свой взгляд. Мои ожидания, связанные с этим выступлением, связанны с тем, что мне бы хотелось отношения к представленному материалу. С вашей позиции, в том смысле, что для вас является некоторой гранью, на которой каждый из нас находится. Т.е. попытаться найти те точки, не столько проблемные, а пограничные в рассмотрении тех вопросов, которые перед нами стоят. И в этом смысле найти точки соприкосновения, возможно, какие-то совместные либо разработки, либо продвижения в этом вопросе. Вот. Тема моего доклада была «Образовательные технологии в сфере муниципального управления». Формирование управленческого мышления, и качеств лидера. Очень трудно говорить на эту тему, т.к. любая проблематизация этой сферы уводит от существа вопроса, и от постановки проблемы. И я сейчас выскажу своё отношение к тем технологиям, и к той истории происходящего в сфере образования, которая сложилась на сегодняшний день с моей точки зрения. Есть традиционное образование, как лекции, семинары, и есть, сейчас разрабатываются активные образовательные технологии, которые вроде-бы решают проблемы современного мира, которые связанны с ситуацией изменений, невозможности просчитывания происходящего. А в связи с компьютеризацией и созданием информационного поля, когда в принципе любой проект, выходящий в свет, не может быть сокрыт. Любой проект становится достоянием массы людей. По сути, любой проект, выходящий в мир, представляющийся, любая цель, которую ставит перед собой управленец, человек, выходящий в сферу общественных отношений, этот проект оборачивается для него со знаком минус, поскольку сразу возникает противодействие, поскольку ситуация такова, что каждый отстраивает своё поле действий, и учитывает выходящее на рынок предложение. А существующие образовательные технологии ориентированы на то, чтобы или отработать какую то модель ситуации, с конкретными нормами, правилами, которые в ней устанавливаются, и человек приобретает навык действия в этой конкретной ситуации, либо обрабатываются «сенсорные», творческие способности, когда человек учится реагировать, адаптироваться. Есть такая байка, не знаю, правда или нет, когда управленцев сбрасывают с парашютом, чтобы они почувствовали себя в экстремальной ситуации. Или есть в методологии очень хороший пример, когда человек, чтобы он почувствовал себя уверенно, некоторую опору ощутил чтобы действовать, его за огромные деньги помещают в камеру, где его избивают, он сидит в помоях, чуть ли не в фекалиях, и это за колоссальные деньги. Его там уничижают, и когда он выходит оттуда, то чувствует себя совершенно... я говорю о двух диаметрально противоположных, экстремальных вещах, которые отработаны. Конечно, есть срединные, стационарные техники подготовки. Я сложно говорю, что это есть. Но, ситуация, которая складывается, такова, что мы вынуждены не решать и ставить задачи, а вынуждены обеспечивать правила игры, и обеспечивать правила работы. И вот технология, которая позволяет, на мой взгляд, культивировать способность человека целостно, во всей полноте, осуществлять некоторое действие, одновременносовмещая два этих процесса, понимания, чувства и восприятие происходящего, и умение тут-же оформлять это до тех форм, которые позволяют обеспечить точность действия, в данной конкретной ситуации. Это позволяет сценическая площадка. Сценическая площадка была выбрана исключительно для того, чтобы совместить рациональное основание, мышление, логику действия, так и те вещи, которые связаны со сферой понимания, ведущих к постоянному удержанию связи человека с миром, в этом случае меняется схема существования человека, действующего человека. та схема «цель-средства», когда все мы отвечаем на вопрос, какая перед нами цель, и находим средства, ресурсы для достижения цели. И противопоставляя этому другую схему, предлежащую предыдущей схеме, это не значит, что она её отменяет, просто она связана с изначальной формой существования человека, с пониманием, когда человек отвечает на вопрос, «что происходит?». Это схема «Я – мир». И акцент в этом курсе делается на том, кто как работает, на метод прохождении от замысла до реализации. Когда человек от начала до конца проходит этот путь, каждый. Это не то, что есть один режиссёр, или кто-то берёт на себя эту функцию, устраивает правила игры. Ситуация в том, что каждый должен ответить на вопросы, связанные с собственным этосом существования, собственным местопребыванием, и в этом смысле, бросить себя в ту сферу, от которой мы обычно уходим, к которой очень трудно обратиться, это те личные вопросы, на которые человек отвечает, и если он на них отвечает, то это является для него базой и опорой. Позволяет ему уже выйти к своим основам, с точностью до ответов на эти вопросы. Очень редко эта корреляция осуществляется в действительности. И я тут ещё сделала акцент, обращаясь к Хайдеггеру, это разработка, направление имеет свою историю. Это разработки ММК и философские труды Гадемера, Хайдеггера, которые рассматривают проблему бытия, герменевтики и тех вещей, которые связаны с самоопределением человека. С его существованием в мире. И я бы привела здесь цитату М. Хайдеггера, у меня есть текст очень прекрасный «письмо о гуманизме», в котором он начинает с того, что мы забыли о существе деятельности, поскольку все понимают действительность того или иного действия, которое мы оцениваем по его пользе. А деятельность проявляется в осуществлении. В разворачивании до полноты его существа pro-du-cere. И поэтому практика, которая существует в образовательной технологии называется «практикой произведения». Про-из-ведения в глагольной форме. Через дефис. Когда в той ситуации, в которой человек находится, он совершает действие, и тут-же его оформляет. И все происходящее испытывает собой и через себя. Результат очевиден, поскольку сцена – та вещь, которая прозрачна, открыта, и там не нужен третий, который бы говорил о тех вещах, которые человек чувствует кожей, и там открываются вещи, которые не скажешь в двух словах, и открытия, которые ведут к подлинному свершению. Есть ещё такое высказывание, что понимание есть подлинное свершение. Когда мы что то поняли, мы уже изменились. Это очень знакомо людям, занимающимся педагогической деятельностью, вот 10-ть раз говоришь одно и тоже, и в какой то момент ты это увидел, понял, в том смысле, что это дошло до ощущений. Когда мы говорим о подлинном свершении, и понимание доходит до осязания, когда ты кожей начинаешь чувствовать происходящее. И в этом смысле трудно говорить о методе, как о методических рекомендациях, нет никакого методического пути, ведущего к такому действию, но оно никогда не бывает без подготовки. И вот подготовка, опыт такого типа работы, который даёт сам обрести эту способность точного действия ситуации неопределённости, ситуации изменений. Это не отменяет всех тех существующих разработок, которые касаются локальных, определённых вещей. Естественно это нужно. Но я говорю о той сфере, где происходит взятие на себя ответственности, принятия решения в ситуации неопределённости. Это в первую очередь касается муниципальных управленцев. Пространство жизни, которое человек обустраивает, и сам же в нём живёт. Я бы хотела показать видеоролик, который мы готовили для социокультурного проекта в г.Перми. Помимо того, что я являюсь ассистентом кафедры «теории организации и управления» где существует этот спецкурс, благодаря конечно руководству кафедры, и дирекции Университета, которые пошли на этот риск, который сейчас себя оправдывает. А ещё я являюсь руководителем Театральной Лаборатории Метода «ТОТ», и оргуправленческим консультантом, и есть разработки тренингов для тренеров, и при МОНФ достаточно много обрабатывался. А этот ролик был подготовлен для Перми, мы участвовали в конкурсе как «ТОТ», и в конце будет маленький ролик о самом курсе «Управленческое мышление в сценической постановке», который я веду в Университете. Спасибо. Вопрос – У меня есть несколько вопросов на понимание, что вы хотите делать. Вы говорите о том, что например, прыжок с парашютом, это действие даёт нам... Ростовская – Нет. Я как раз очень разделяю эти вещи, и утверждаю, что прыжки с парашютом не дают человеку ничего, кроме экстрима, ощушения опасности и её преодоления. Они не учат, там нет элемента рацио, рационального, того что... Ростовская – опыт, который снимается в метод и схему работы. Вопрос – Гуманитарные практики, они очень похожи на культуру... Ростовская – К культуре они относятся только в смысле процесса, как культивирование. Исключительно в этом смысле за гуманитарными практиками можно понимать приобщение к культуре. Как человек учится культивировать нечто. А культура, как норма, образец – как раз нет, как раз человек учится работать вне норм и образцов, но каждый раз он их устанавливает. Он учится с ними работать. Учится устанавливать нормы и правила в том хаосе, который существует. И, как показывает опыт, это и происходит. А сценическая площадка была выбрана как пространство возможностей для исследования этих способностей. Потому что ни одна сфера не позволяет...


bottom of page