
Лаборатория сценических практик
Московского педагогического государственного университета
Базовые основания
Базовые основания
Практика органичного действия на телесной модели действия в педагогическом образовании позволяет обратиться в педагогической деятельности к проблематике работы с Другим, организации ситуации контакта в работе с Другим, созданию Со-бытия в работе с Другим.
Сценическая площадка становится моделью организации педагогической деятельности, позволяющей находить ресурсы и ограничения в профессионализации педагогов, тьюторов, дефектологов, специальных психологов, логопедов и др. специализаций.
"В современном образовании роль педагога изменилась. Педагог больше не может позволить себе просто транслировать имеющиеся в культуре знания, все больше размывается привычная ситуация жесткого взаимодействия «учитель-ученик», где первый - авторитет по умолчанию, а второй обязательно внимает и слушается.
Действия педагога должны быть глубже, объемнее – ему необходимо удерживать не просто содержание урока, но и всю рамку ситуации взаимодействия с учениками. Учить учиться возможно лишь в контакте с происходящим здесь и сейчас, включенно и целостно, создавая целостное и живое Событие урока: встречи, открытия, пути, осознания, преодоления.
Но как подготовить такого педагога? Как научить быть здесь и сейчас, отказываться от стереотипов, работать глубже и объемнее?"
А. Е. Ростовская, М. Е. Веселинов, И. А. Калиновский, Л. В. Лосева, К. А. Федосова
Реализация
В 2014 г. руководство МПГУ пригласило Антонину Ростовскую и коллектив лаборатории "ТОТ" для создания Лаборатории сценических практик на кафедре психологической антропологии Института детства. В рамках кафедры был открыт авторский учебный курс А.Е. Ростовской «Педагогическое мышление в сценической постановке» (в дальнейшем курс был переименован в "Сценические практики"), основанный на практике органичного действия. В дальнейшем, были открыты ряд других курсов, организовано и проведено ряд образовательных мероприятий и семинаров.
Курс "Педагогическое мышление в сценической постановке" ("Сценические практики") направлен на решение трех задач:
1) Формирование организационной позиции;
2) Освоение сценических ресурсов организации ситуации
(телесность (тело и голос), пространственная организация, ритмические структуры);
3) Получение опыта создания Со-бытия (сценической постановки)
На курсе студенты проходят путь "от замысла до реализации":
1) формируют замысел - идею собственного Со-бытия (сценической постановки);
2) создают сценарий постановки на основе замысла и подобранного под него художественного произведения;
3) реализуют замысел в сценической постановке.
Каждый этап сопровождается рефлексией. В результате рефлексии на протяжении всех этапов прохождения пути от замысла до реализации будущие педагоги фиксируют собственные ограничения и зоны профессионального развития, формируют индивидуальные техники само- и со-организации в смыслово-логической и сценической (публичной) действительностях организации действия. Через рефлексию опыт сценической работы осмысляется участниками как модельный и проецируется в профессиональную действительность.
Завершением работы на курсах лаборатории становится открытый показ созданных студенческих работ. А итогом работы студентов на всех курсах - проведение ежегодного университетского Фестиваля сценических работ «Педагог - Событие».
Результаты
Создание практико - ориентированных образовательных курсов для педагогов, дефектологов, специальных психологов и журналистов
Развернутое описание деятельности в педагогическом образовании:
Подробнее познакомиться с направленностью и содержанием программ лаборатории в педагогическом образовании можно здесь.
За время с 2014 года по 2018 год было создано множество различных курсов и тренингов-практикумов, направленных на профессионализацию как студентов без опыта реальной деятельности, так и профессионалов с опытом.
Курсы лаборатории были включены в программы подготовки студентов факультета начального образования, дефектологического факультета, Института журналистики, коммуникации и медиаобразования.
На базовом курсе лаборатории - "Сценические практики" - за период 2014-2018гг. было создано более 1200 сценических работ.
Такой формат проведения нужно считать во многом инновационным, так как подобная работа никогда еще не велась в столь крупном масштабе. Курс требует большого объема индивидуальной работы с каждым студентом и особых условий в мини-группах (не более 8 человек на одного ведущего). Эти условия были созданы руководством МПГУ в рамках Института детства.
Создание и организация ежегодного университетского фестиваля
"Педагог - Событие "
Фестиваль замысливался как пространство встречи студентов, практиков-профессионалов образования и широкого круга экспертов, которые могли бы совместно осмыслить практику органичного действия, результаты ее освоения и перспективы деятельности лаборатории в контексте современного образования.
В 2018г. был проведен четвертый фестиваль. В 2019г. планируется проведение пятого.
Видео. I Фестиваль "Педагог-Событие" - 18.06.2015
Видео. II Фестиваль "Педагог-Событие" - 17.06.2016
Видео. III Фестиваль "Педагог-Событие" - 16.06.2017
Видео. IV Фестиваль "Педагог-Событие" - 23.05.2018
Видео в процессе обработки
Создание учебной программы подготовки ассистентов ведения курсов на основе практики органичного действия
В работе над институционализации практики органичного действия в образовании и масштабировании достигнутых в МПГУ результатов была запущена двухлетняя программа подготовки ассистентов ведущих курсов лаборатории.
Программа состоит из двух основных блоках:
1) Углубленная театральная практика как расширение собственных границ и возможностей в освоении сценической модели действия;
2) Работа со студентами младших курсов в качестве практикантов в ведении дисциплины "Сценические практики" как получение опыта работы с Другим.
Сквозным процессом всей работы является рефлексия, которая позволяет построить собственные техники само- и со-организации, а также выстраивать индивидуальную траекторию деятельностного становления.
Фильм "Путевые заметки" (2017г.)
Фильм посвящен опыту проходения студентами 2 курса дисциплины "Педагогическая практика в сценической постановке", где основная задача - освоение позиции ассистента ведущего курса "Сценические практики" (для 1 курса) в МПГУ, основа нного на практике органичного действия (авторская разработка Антонины Ростовской).
Фильм "О пройденном пути" (2017г.)
Фильм о трехлетнем опыте работы студентов на курсах Лаборатории сценических практик кафедры психологической антропологии Института детства в МПГУ ("Сценические практики" на 1-ом курсе и "Педагогическая практика в сценической постановке" на 2 и 3 курсах). В ролике участвуют студенты 3 курса ФНО МПГУ - Эльвира Шпалтакова, Екатерина Зинченко, Наталья Колотенкова.
На семинаре была представлена и рассмотрена более чем 20-летняя деятельность участников Лаборатории, направленная на институционализацию практики органичного действия или «практики про-из-ведения» (по М.Хайдеггеру "Письмо о гуманизме") в сфере образования. Так же обсуждались перспективы гуманитарных практик и возможные стратегии их институационализации в современных реалиях.
Семинар прошел 12 декабря 2016 года.